Общим свойством льда и снега является. Что такое лед? Теплофизические свойства льда и снега

На любой праздник хочется удивить гостей и сделать блюда, напитки не только вкусными, но и красивыми. И самый простой и доступный вариант украсить их — подать оригинальный лед. Его можно сделать разным по форме, цвету, размеру, но самое главный нюанс в таком, казалось бы, простом деле — взять качественную воду и правильно ее подготовить. Тогда и красивая подача блюда, напитка будет обеспечена — вы с легкостью удивите гостей или просто близких вам людей, и они отблагодарят вас своими восторженными словами благодарности. Как сделать прозрачный лед в домашних условиях таким же, как в любом баре? Рассмотрим варианты ниже.

Как получить прозрачный лед?

На самом деле все просто — обычная физика:

  • Если в замороженной воде отсутствуют пузырьки воздуха — она будет прозрачной.
  • Если же в воде много пузырьков — в замороженном виде она получится мутной.

Почему так происходит? При замерзании жидкость застывает неравномерно, а начиная с края. Поэтому слой за слоем вода накапливает весь воздух в центре. И когда воздуху уже некуда выбраться, а центр начинает замерзать — появляется та самая мутная серединка. Следовательно, чтобы сделать лед прозрачным, нужно убрать из него воздух. Для этого есть несколько вариантов.

Ледогенератор — профессиональный вариант

Всегда можно приобрести специальный прибор для заморозки воды, которыми пользуются в большинстве баров. Сегодня есть множество различных вариантов ледогенераторов — от простых домашних моделей до больших профессиональных.

Суть работы приспособления заключается в том, что вода в нем застывает слоями, не давая шанса воздуху попасть вовнутрь. Но этот прибор — достаточно недешевое
развлечение, и если у вас нет необходимости в большом количестве льда, можно обойтись и подручными средствами.

Домашние способы

Опытные бармены точно знают, как сделать прозрачный лед дома, без использования специального оборудования. Для этого есть несколько несложных методов.

Метод первый

Для этого варианта вам нужно будет подготовить:

  • чистую воду, пропущенную через фильтр, либо приобретенную в магазине, но без газа;
  • емкость для кипячения, например кастрюлю;
  • формы для заморозки.

Создание льда таким методом подразумевает несколько шагов:

  1. Воду очистить от лишних солей и взвесей или взять уже очищенную.
  2. Налить жидкость в емкость и вскипятить.
  3. Охладить ее при комнатной температуре.
  4. Вскипятить воду еще раз — так уйдет больше воздуха.
  5. Остудить воду, пропустить ее через фильтр.
  6. Влить остывшую до комнатной температуры воду в формы и заморозить.

Важно! Лед, полученный таким способом, более прозрачный, чем заморозка обычной воды.

Есть также метод, при котором не нужно кипятить воду.

Метод второй

Для того, чтобы сделать прозрачный лед в домашних условиях без кипячения, понадобится:

  • чистая вода (лучше отфильтровать ее несколько раз или купить);
  • большая емкость для заморозки;
  • формочки для льда.

Что с этим всем делать:

  1. Около двух литров чистой воды замораживаются в большой емкости, после чего, замороженную глыбу вынимают (самый просто способ — окунуть миску в теплую воду и перевернуть на безворсовое полотенце).
  2. Дальше можно откалывать лед с краев чем-нибудь острым, постепенно добираясь до мутной серединки, которая не нужна. Также есть вариант, когда середина с воздухом, вымывается водой.
    Далее добытые расколотые куски снова раскладывают в формы, дожидаются пока он растает, и снова отправляют в заморозку до готовности.

Метод третий

Если функции морозильной камеры позволяют, можно использовать медленную заморозку. Для этого необходимо выставить в камере температуру -1, дождаться, пока камера наберет ее, и поставить в морозилку подготовленную воду. При этом формы лучше обернуть пищевой пленкой.

Важно! Такая заморозка длится около суток, но зато весь воздух успеет полностью выйти из воды, а лед получится ровным и красивым.

Метод четвертый

Этот вариант подразумевает создание соленой среды. Для начала нужно приготовить солевой раствор из морской или обычной поваренной соли.

Шаги, чтобы сделать прозрачный лед:

  1. В емкость наливают воду и добавляют соль — необходимая концентрация раствора достигается опытным путем, поскольку условия заморозки различны.
  2. Соль должна полностью раствориться в воде.
  3. Далее емкость ставят в морозильную камеру при температуре -1 или -2 градуса, но не ниже.
  4. После — следует подождать около десяти минут, поставить в соленый раствор формы, заполненные водой.
  5. Такая заморозка будет происходить около 12 часов.

Важно! Этот метод считается самым эффективным. Также его плюсом является то, что соленую воду можно держать в морозилке постоянно, и замораживать лед по мере необходимости.

Перечисленные способы помогут вам приготовить кристально прозрачный и красивый лед для напитков, без пузырьков. И он точно будет не хуже, чем в самых крутых барах. Если у вас под рукой не оказалось формы для льда — не переживайте, ее тоже можно сделать самостоятельно, в домашних условиях.

Делаем форму для льда

Способов, как приготовить лед без формы, очень много, все зависит от вашей
фантазии. Приведем несколько интересных вариантов:

  1. Если предполагается, что напиток будет употребляться без смешивания его в миксах или коктейлях, то есть вариант сразу заморозить воду в посуде подачи напитка. При этом обратите внимание, что посуда должна быть стойкой к перепадам температур и сжатию от холода. Также ее стенки должны быть абсолютно сухими. Для такой заморозки необходимо количество чистой воды наливают на донышко посуды, и ставят в морозильник на сутки при температуре не выше минус двух градусов. Подача напитков в прозрачной посуде, кроме необходимого охлаждения, еще и очень необычна.
  2. Чтобы получить замороженную воду в виде кругляшков, можно взять пластиковые стаканы различных размеров. Воды необходимо налить только на дно, высотой 0,5-1 см, и заморозить. Если проложить донышко пластиком пополам или на 4 части — можно получить лед в виде половинок или четвертинок круга соответственно.
  3. Пластиковые крышки от бутылок или металлические крышки — также интересный вариант, способный заменить формочки для круглого льда. Правда у вас могут возникнуть сложности с его добыванием из крышек.
  4. Если одинаковый лед не нужен, можно использовать подложку от конфет ассорти. Выбирайте те подложки, которые не помнутся и не протекут. В результате — у вас получатся интересные формы конфеток.
  5. Есть также вариант использования в качестве формы детского конструктора или формочек для песка. Не забудьте хорошо промыть, обезжирить и продезинфицировать любую из форм перед использованием.
  6. Обычный полиэтиленовый пакет легко превратить в форму для заморозки. Просто налейте в него немного воды, завяжите узелок, налейте еще воды, завяжите еще один узелок и так, пока пакет не закончится. Конечно, форма заморозки таким способом, будет не ровная, но если следовать правилам подготовки, то прозрачность и отсутствие пузырьков гарантированно.

Вы можете использовать любой из понравившихся вариантов или придумать свой, чтобы сделать прозрачный лед и формы для него.

Чтобы приготовить прозрачный и чистый лед, нужно совсем немного, но не забывайте и про дополнительные рекомендации:

  1. Вода хорошо вбирает запахи, поэтому при приготовлении обратите внимание, чтобы рядом не было сильно пахнущих продуктов.
  2. Также для заморозки можно использовать термосумку. Просто поставьте в сумку формы, а ее поставьте в морозилку при температуре около минус 8 градусов. Вода заморозится обратным способом -сверху вниз, а значит и воздух выйдет из нее по другому. Такой лед может быть немного мутным сверху, но не в середине. А значит — если ненадолго оставить лед в миске при комнатной температуре, мутная вода растает.
  3. При использовании кипячения лучше взять посуду из нержавейки. Алюминиевые емкости не подойдут для такого метода.
  4. Не наливайте горячую воду в пластиковые формы, а также не ставьте не остывшую воду в морозилку. Иначе — форма может расплавиться, а холодильник потечь.
  5. Если хотите удивить гостей, сделайте фруктовый лед: взбейте блендером фрукты и добавьте в них сок, сахар или сироп. После — разлейте массу по формочкам и заморозьте.
  6. При подаче льда без напитков лучшим вариантом будет использование специального ведерка — кулера.
  7. Брать лед удобнее щипцами, так от не растает раньше времени.

II класс

Л.Г. Голобородько

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №8», Бийск, 2014г.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок - исследование

Тема урока – исследования «Снег и лед» входит в раздел «Взаимодействие сил природы», в котором развиваются представления учащихся о природе, человеке, обществе, как составных частей окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии и, ее роли в сохранении нашего природного дома. В нем систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты, в том числе вода в твердом состоянии.

Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность системы. Происходит расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей природы, развивается интерес к познанию. По программе на данную тему отводится два часа. Первый урок – новых знаний, второй – второй закрепление изученного материала. Если учитель не успел выполнить запланированное на уроке, то это можно дать в качестве дифференцированного задания на дом.

Данный урок - урок исследования. Он связан с предыдущими уроками. Полученные ранее знания, умения наблюдать и делать выводы помогут учащимся успешно справиться с поставленными задачами.

Характерная особенность урока – исследования - идея сотрудничества, предполагающая создание такой психологической атмосферы в классе, которая позволит учащимся быстро включиться в познавательный процесс. В начале урока – исследования необходимо создать проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать и привлечь внимание учащихся и составить план работы. На этом уроке рекомендована работа в парах, развивающая самостоятельность, умение выслушивать мнение другого человека и в результате прийти к единому решению и сделать вывод.

Урок – исследование по теме: «Снег и лед» предполагает реализацию следующих задач:

Дать представление об образовании снега и льда;

Учить выделять существенные признаки природных объектов;

Продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;

Развивать мышление (учить анализировать, сравнивать, делать выводы)

Развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность;

Формировать приемы учебной деятельности;

Воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – аккуратность.

Тип урока – исследования, позволяет широко применять методы, определяющие логику обучения: анализ, синтез, сравнение, доказательство, обобщение, вывод.

Очень важно в начале урока создать ситуацию успеха, поэтому учащимся предстоит стать сотрудниками некой учебной лаборатории. Продуманная система вопросов позволяет учащимся в форме ролевой игры заняться исследованием объектов.

Урок следует начать с феноминутки, спросить детей о погоде в феврале, чем она характерна для последнего месяца зимы. Каков снежный покров, как он влияет на урожай?

Следующий этап урока – постановка учебной ситуации. Учащимся предлагают стать на время научными сотрудниками лаборатории и ответить на телеграмму, которую прислал Незнайка. Данный момент привлекает учащихся и в процессе продуманной системы вопросов помогает составить планирование работы. Во время обсуждения первого пункта плана очень важно дать правильное научное определение снега и льда. Далее, учитель, опираясь на ранее полученные знания учащихся о трех состояния воды, подводит их к понятию, что такое снег и лед.

Для выяснения состава снег и льда учащиеся в сотрудничестве с учителем выполняют исследовательскую работу, результаты которой заносят в таблицу. Учащихся следует нацелить на качественное проведение опытов, быть внимательными и аккуратными. Данная работа проводится в парах. Все опыты дети выполняют, соблюдая правила техники безопасности. Исследовательская работа помогает учащимся самореализоваться, наметить путь дальнейшей деятельности, пробуждает познавательный к предмету. Результатом является маленькое открытие, сделанное каждым учеником.

После исследовательской работы для устранения перегрузки проводится физкультминутка.

Не следует забывать и о работе с учебником (чтение текста, рассматривание иллюстраций). Постановка проблемного вопроса и его самостоятельное решение дает возможность учащихся опираться на их жизненный опыт и на изученный ранее материала. Таким образом, с одной стороны, учитель проверяет, насколько усвоены знания, а с другой – учащиеся определяют уровень своего познания в процессе подготовки монологического ответа.

Учитывая разный уровень подготовки и способностей учащихся, учитель предлагает дифференцированное домашнее задание. В результате это помогает каждому ученику распознать себя в домашнем задании.

Ситуация успеха дает право на ошибку. Учащиеся работают смело, получая от работы удовольствие. Таким образом, созданная в начале урока обстановка комфортности позволяет учащимся в течение урока – исследования делать выводы, высказывать свою точку зрения, используя право на ошибку, т.е. отвечать не боясь получить отрицательную оценку.

Логическим завершением урока – исследования является вывод, сделанный учащимися на основе опорного материала.

На этом этапе подведения итога урока – исследования также возможно использование рефлексии. Варианты могут быть различные, например, оценивание работы по шкале настроения или релаксация.

Цели:

Ознакомление с процессом образования снега и льда;

Выделение основных свойств снега и льда в ходе исследования;

Показать значение снега и льда для растений и животных.

Задачи:

Дать представление о снеге и льде;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Развивать умение ставить простейшие опыты и на основании их делать выводы;

Воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество;

Воспитывать аккуратность в процессе постановки опытов

Оборудование:

Слайды «Снег и лед в жизни растений, животных и людей»;

Стеклянные мерные колбы и стаканы;

Молоток;

Толковый словарь;

Телеграмма

Ход урока

    Организационный момент.

Представьте, что вы работаете в научной лаборатории. В связи с этим сегодня вы будете не просто учениками, а научными сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.

II. Планирование. Целеполагание.

В нашу лабораторию пришла телеграмма. Вот ее текст:

ТЕЛЕГРАММА

Уважаемые научные сотрудники!

Расскажите, пожалуйста, откуда берутся снег и лед?

Незнайка .

Ребята, беремся за эту работу? Поможем Незнайке. (Конечно).

Что можете сказать, узнав о просьбе в телеграмме? (Высказывания учащихся – это тема урока).

Действительно, тема урока: «Снег и лед».

Научные сотрудники работают всегда по составленному плану. Я предлагаю и вам составить план работы. Согласны? С чего начнем? (Ответы и рассуждения ребят). (Если учащиеся затрудняются , я задаю им вопросы).

Хорошо, предлагаю вам для раздумья вопросы, которые и составят наш план.

1. Знаете ли вы, что такое СНЕГ и ЛЕД?

2. Что еще хотели бы узнать об этих веществах?

3. Полезен ли снег и лед в жизни растений и других живых организмов?

План

- Что такое СНЕГ и ЛЕД?

- Свойства СНЕГА и ЛЬДА.

- СНЕГ и ЛЕД в жизни растений, животных и людей.

Мы должны сначала сами все узнать, а затем ответим Незнайке.

    Формирование новых знаний.

Как вы думаете, что поможет нам ответить на этот вопрос? (Толковый словарь, учебник, учитель, товарищи, опыты).

Откройте учебник на странице 11и найдите начало предложения. (Снег же рождается иначе…)

Посмотрим, как об этом трактуется в словаре? (Ученики читают).

Еще ребята сказали, что опыты помогут нам.

Верно. Для чего ученые ставят опыты? (Чтобы делать выводы, на их основе открывать новые знания).

- Выполняя исследовательскую работу необходимо помнить об аккуратности на рабочем месте и технике безопасности.

- Результаты исследований поместим в таблицу.

Опыт 1.

Каждое вещество в природе имеет свои характерные особенности. Давайте исследуем.

Внимательно рассмотрите СНЕГ в стакане. Какого он цвета? (Белый).

Внимательно рассмотрите ЛЕД. Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод. СНЕГ – белый, а ЛЕД – бесцветный.

Что общего у СНЕГА и ЛЬДА? (Это вода в твердом состоянии).

Опыт 2.

Посмотрите сквозь химический стакан со СНЕГОМ. Что увидели? (Ничего, СНЕГ непрозрачный).

Рассмотрите ЛЕД, приставьте цветной карандаш к стаканчику. (ЛЕД – прозрачный).

Вывод. СНЕГ – непрозрачный, ЛЕД – прозрачный.

Опыт 3.

Какое свойство еще есть у снега? Проверьте, потыкав карандашом в СНЕГ. (Рыхлый).

А ЛЕД? (Твердый).

Какое свойство ЛЬДА позволяет ему разбиваться? (Хрупкость).

Вывод. СНЕГ – рыхлый, ЛЕД – твердый и хрупкий.

Опыт 4.

Посмотрите, что происходит со СНЕГОМ в ваших стаканчиках. (Он тает).

А ЛЕД? (Он тоже тает, но медленнее, чем СНЕГ).

Налейте в стакан со льдом горячую воду. (Да, ЛЕД – тает).

Вывод. СНЕГ и ЛЕД – тают.

Ребята, а как вы думаете можно или нельзя в домашних условиях получить СНЕГ и ЛЕД? (ЛЕД можно и рассказывают).

Этот опыт вы можете провести в домашних условиях. На следующем уроке посмотрим, что у вас получилось. Можно придать ЛЬДУ любую форму, или нет? (Да, ведь вода имеет свойство – текучести, ее налили и она замерзла).

Опыт 5.

Опустите СНЕГ в воду. (СНЕГ – тонет и тает).

Опустите ЛЕД в воду. (ЛЕД – плавает).

Вывод. ЛЕД – плавает, потому что при замерзании легче воды становится.

Результаты исследований поместим в таблицу

Свойства

СНЕГА

ЛЬДА

Цвет

белый

бесцветный

Прозрачность

непрозрачный

прозрачный

Хрупкость

рыхлый

хрупкий

Запах

без запаха

без запаха

Вкус

без вкуса

без вкуса

Под воздействием тепла

тает

тает

В воде

тонет

плавает

IV. Снег и лед в жизни растений, животных, людей.

Давайте подумаем, СНЕГ и ЛЕД полезен или вреден для животных и растений? (Высказывания учащихся).

Животные.

В учебнике на странице 12 есть рассказ В. Бианки. Его для вас приготовила Ревякина Яна. Послушайте. (Рассказывает ученица).

Вывод. Под снегом животные укрываются от стужи.

Ондатровая вентиляция страница 17 (учебник), читают учащиеся, вопросы.






Свойство плавучести ЛЬДА имеет огромное значение в природе. Страница 14 второй абзац (учебник). Прочитайте. Рассмотрите картину «Как зимуют речные обитатели».

А как вы думаете, зачем прорубают проруби зимой в водоемах? (Чтобы поступал кислород в воду для дыхания всем обитателям).

Находящееся агрегатном состоянии, которому свойственно иметь газообразную или жидкую форму при комнатной температуре. Свойства льда начали изучать сотни лет назад. Около двухсот лет тому назад ученые обнаружили, что вода - не простое соединение, а сложный химический элемент, состоящий из кислорода и водорода. После открытия формула воды стала иметь вид Н 2 О.

Строение льда

Н 2 О состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. В спокойном состоянии водород располагается на вершинах атома кислорода. Ионы кислорода и водорода должны занимать вершины равнобедренного треугольника: кислород располагается на вершине прямого угла. Такое строение воды называется диполем.

Лед состоит на 11.2% процента из водорода, а остальное - это кислород. Свойства льда зависят от его химического строения. Иногда в нем присутствуют газообразные или механические образования - примеси.

Лед встречается в природе в виде немногочисленных кристаллических видов, которые устойчиво сохраняют свое строение при температурах от нуля и ниже, но при нуле и выше он начинает плавиться.

Структура кристаллов

Свойства льда, снега и пара совершенно разные и зависят от В твердом состоянии Н 2 О находится в окружении четырех молекул, расположенных в углах тетраэдра. Так как координационная численность низкая, то лед может иметь ажурную структуру. Это отображается на свойствах льда и его плотности.

Формы льда

Лед относится к распространенным в природе веществам. На Земле есть следующие его разновидности:

  • речной;
  • озерный;
  • морской;
  • фирновый;
  • глетчерный;
  • грунтовый.

Есть лед, напрямую образующийся сублимационным путем, т.е. от парообразного состояния. Такой вид принимает скелетовидную форму (мы их называем снежинки) и агрегатов дендритного и скелетного роста (изморозь, иней).

Одной из самых распространенных форм являются сталактиты, т. е. сосульки. Они растут по всему миру: на поверхности Земли, в пещерах. Этот вид льда образуется путем стекания капель воды при разнице температур около нуля градусов в осенне-весенний период.

Образования в виде ледяных полос, появляющихся по краям водоемов, на границе воды и воздуха, а также по краю луж, называются ледяными заберегами.

Лед может образовываться в пористых грунтах в виде волокнистых прожилок.

Свойства льда

Вещество может находиться в разных состояниях. Исходя из этого, возникает вопрос: а какое свойство льда проявляется в том или ином состоянии?

Ученые выделяют физические и механические свойства. Каждое из них имеет свои особенности.

Физические свойства

К физическим свойствам льда относят:

  1. Плотность. В физике неоднородная среда представлена пределом отношения массы вещества самой среды к объему, в котором она заключена. Плотность воды, как и других веществ, является функцией температур и давления. Обычно в расчетах используют постоянную плотность воды, равную 1000 кг/м 3 . Более точный показатель плотности учитывается только тогда, когда необходимо очень точно провести расчеты ввиду важности получаемого результата разности плотностей.
    При проведении расчетов плотности льда учитывается, какая вода стала льдом: как известно, плотность соленой воды выше, чем дистиллированной.
  2. Температура воды. Обычно происходит при температуре ноль градусов. Процессы замерзания происходят скачками с выделением теплоты. Обратный процесс (таяние) происходит при поглощении того же количества тепла, которое было выделено, но без скачков, а постепенно.
    В природе встречаются условия, при которых происходит переохлаждение воды, но она не замерзает. Некоторые реки сохраняют жидкое состояние воды даже при температуре -2 градуса.
  3. количество теплоты, которое поглощается при нагревании тела на каждый градус. Есть удельная теплоемкость, которая характеризуется количеством теплоты, необходимой для нагрева килограмма дистиллированной воды на один градус.
  4. Сжимаемость. Еще одно физическое свойство снега и льда - сжимаемость, влияющая на уменьшение объема под воздействием повышенного внешнего давления. Обратная величина называется упругостью.
  5. Прочность льда.
  6. Цвет льда. Это свойство зависит от поглощения света и рассеивания лучей, а также от количества примесей в замерзшей воде. Речной и озерный лед без посторонних примесей виден в нежно-голубом свете. Морской лед может быть совершенно другим: голубым, зеленым, синим, белым, коричневым, иметь стальной оттенок. Иногда можно увидеть черный лед. Такой цвет он приобретает из-за большого количества минералов и различных органических примесей.

Механические свойства льда

Механические свойства льда и воды определяются сопротивлением воздействию внешней среды по отношению к единице площади. Механические свойства зависят от структуры, солености, температуры и пористости.

Лед - это упругое, вязкое, пластичное образование, но бывают условия, при которых он становится твердым и очень хрупким.

Морской лед и пресноводный различаются: первый намного пластичнее и менее прочный.

При прохождении кораблей обязательно учитываются механические свойства льда. Также это важно при использовании ледяных дорог, переправ и не только.

Вода, снег и лед обладают схожими свойствами, которые определяют характеристики вещества. Но в то же время на эти показания влияют и многие другие факторы: температура окружающей среды, примеси в твердом веществе, а также исходный состав жидкости. Лед - это одно из самых интересных веществ на Земле.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 37 человек(а).

Зимние прогулки, в том числе с использованием снегоступов, поездки на снегоходах, подледная рыбалка (с автомобилем или без), лыжный спорт, катание на коньках и игры на льду могут быть опасными, если вы не можете определить, достаточно ли крепок лед, чтобы выдержать нагрузку. Существуют различные способы для того, чтобы оценить потенциальную надежность ледового покрытия – можно наблюдать за цветом льда и исследовать его толщину, а также обращать внимание на внешние факторы, такие как температура, местные условия и особенности. Однако полностью исключить риск во время проведения спортивных мероприятий невозможно. Если вы сомневаетесь – не выходите на лед; и уж тем более не стоит этого делать не по сезону рано или слишком поздно.

Шаги

    Учтите, что лед никогда не бывает абсолютно безопасным. Погодные условия и незаметные или неизвестные факторы могут внезапно превратить, казалось бы, надежный лед в смертельно опасный. Примите все возможные меры предосторожности с целью предотвращения несчастных случаев и позаботьтесь о том, чтобы можно было незамедлительно предпринять спасательные мероприятия, если что-то пойдет не так.

    Разработайте план экстренного спасения. Предупредите знакомых, куда вы отправляетесь. На случай если в то время, как вы изучаете ледовые условия или развлекаетесь, произойдет нечто непредвиденное, у вас должен быть выработан алгоритм действий, который позволит вам добраться до безопасного места, где можно будет незамедлительно получить помощь.

    • Совет для новичков: в соответствии с сезоном вы должны быть очень тепло одеты. Не пренебрегайте средствами спасения на водах, хотя бы спасательным жилетом, особенно если вы проверяете лед на прочность или отправляетесь в поездку на снегомобиле. Держите при себе ледоруб, который может помочь вам выбраться, если вы попадете в полынью. Никогда не отправляйтесь в путь в одиночку, возьмите с собой одного или двух друзей. Поставьте знакомых в известность, где вы и ваши друзья находитесь и когда вы рассчитываете вернуться домой. Это не тот случай, когда можно проявлять беззаботность и действовать спонтанно.
    • Имейте при себе запасной набор теплой сухой одежды в водонепроницаемом вещмешке. Благодаря этому вы сможете уменьшить риск переохлаждения, сразу же сменив промокшую одежду. Другими полезными составляющими спасательного комплекта являются одеяло, грелки для рук и для ног, толстые носки, запасные шерстяные шапочки, свечи и спички. Приготовьте все эти вещи на случай занятий любыми зимними видами спорта, например, катания на коньках. Для более подробного ознакомления смотрите раздел «Вещи, которые вам понадобятся».
  1. Поймите, что прочность льда определяется рядом факторов, а не каким-то одним. О его надежности можно судить, оценив совокупность следующих показателей:

    • Внешний вид льда – его цвет, структура и особенности
    • Толщина льда – для тех или иных видов деятельности определена рекомендуемая толщина, о чем можно прочитать ниже
    • Температурный максимум на протяжении определенного времени и в течение дня
    • Снежное покрытие
    • Глубина воды подо льдом
    • Размер водоема
    • Химический состав воды – соленая она или пресная
    • Погодные изменения в данной местности
    • Протяженность ледового покрытия
  2. Выбирайте места, где лед регулярно тестируется на прочность соответствующими службами. Такие службы могут существовать при курортах, клубах, национальных парках или в составе государственных органов. Они должны производить замеры по меньшей мере ежедневно. Поинтересуйтесь у сотрудников этих служб о результатах проверки, этим вы обезопасите себя. Они, как правило, пользуются качественными измерительными приборами и имеют доступ к исследованиям, а еще они многое знают про лед и хорошо подготовлены к внештатным ситуациям. Вы избавите себя от рискованных испытаний ледового покрытия на прочность и будете чувствовать себя увереннее. Тем не менее, это не значит, что о мерах предосторожности можно позабыть.

    Побеседуйте с местными жителями. Если вы приезжий, не стоит проявлять никакого высокомерия. Зайдите в бакалейную лавку, рыболовный магазин или магазин спортивного инвентаря и заведите разговор, загляните в полицейский участок или в пожарную часть и поспрашивайте об опасных и безопасных местах в округе. Пусть лучше они помогут вам сейчас, чем будут выручать вас из беды позже.

  3. Осмотрите лед. Присмотритесь, нет ли на нем каких-либо трещин, разломов, подозрительных мест или неровных поверхностей, и определите его цвет(а). Вы можете полагаться только на собственное зрение . Этот беглый взгляд поможет вам решить, стоит ли продолжать исследование.

    • При наличии следующих признаков вам лучше отказаться от любых дальнейших попыток выхода на лед:
      • Вода, подтапливающая кромку льда, или поблизости от нее
      • Бьющие подо льдом ключи в прудах и озерах с родниковой подпиткой.
      • Наличие истока или притока у покрытого льдом водоема
      • Трещины, разломы или полыньи
      • Лед, который, по-видимому, подтаял, а затем его снова подморозило
      • Неровные поверхности, которых вы не замечали прежде – например, вздыбленные ледяные гребни, вызванные течениями или ветрами
    • Запомните эту песенку: "Толстый и синий, проверенный и надежный; тонкий и хрупкий - путь слишком рискован."
  4. Вам необходимо разбираться в значении той или иной окраски льда. Но хотя это и весьма полезный индикатор, полагаться только на цвет не стоит. Например, лед любого цвета, подвергающийся воздействию текущей воды снизу, будет более хрупким, чем лед, не испытывающий такого воздействия. Обычно, по цветовому спектру льда вы можете сделать следующие выводы:

    • От светло-серого до черного – талый лед, который иногда образуется, даже если температура воздуха ниже 32°F (0°C). Небезопасный: из-за недостаточной плотности он не может выдержать нагрузку – держитесь подальше.
    • От белого до тусклого, непрозрачного – пропитанный водой снег замерзает на поверхности льда, формируя еще один тонкий ледяной слой сверху. Такой лед слишком пористый, внутри его могут быть воздушные карманы, поэтому он часто бывает хрупким.
    • От синего до прозрачного – лед высокой плотности, очень прочный, самый безопасный, если, конечно, он достаточно толстый. Не рискуйте, если его толщина менее 4 дюймов (10 см).
    • Пестрый и рыхлый лед, называемый также "гнилым" – не столько из-за его цвета, сколько по причине его структуры. Это талый лед. Он предательски обманчив – очень может быть, что он растаял в середине или снизу, хотя сверху кажется толстым. Чаще всего он встречается весной и может иметь коричневатый оттенок из-за растительных пигментов, грязи и других природных материалов, поднимающихся к поверхности во время оттепели. Вы не ступите и шага.
  5. Проверьте толщину льда. Если вы уже закончили осмотр и вам кажется, что все в порядке, вам необходимо убедиться в этом, исследовав толщину льда.

    • Проводите исследование в присутствии хотя бы одного товарища (система взаимовыручки). Наденьте спасательный комбинезон или другое спасательное средство и используйте веревки, чтобы в случае необходимости ваш друг мог вытянуть вас.
    • Выходите на лед, только если кромка льда достаточна прочная. Если она рыхлая или растрескавшаяся, ради вашей собственной безопасности продолжать не стоит, ведь прибрежная ледяная кромка самая хрупкая.
    • Чтобы измерить толщину льда, сделайте топориком небольшую прорубь или воспользуйтесь ручным буром.
    • Изучите показатели безопасной толщины льда. Существуют рекомендуемые критерии, о которых вам нужно помнить при любых действиях, предпринимаемых вами на льду. (Имейте в виду, что их соблюдение рекомендуется , но само по себе не гарантирует вашей безопасности.) Лед становится «безопасным» при толщине приблизительно 4 - 6 дюймов (10-15 см). Даже не думайте выходить на лед толщиной 3 дюйма (7,5 см) или менее. Однако, даже при толщине в 9 – 10 дюймов (22,5 – 25 см), лед может таить скрытые угрозы, такие как стремительное течение, которое неустанно подтачивает лед снизу. В этом случае даже толстый лед может треснуть в любой миг.
    • В обычных условиях, правила для безопасной толщины льда следующие:
      • 3 дюйма (7 см) (молодой лед) – "ДЕРЖИТЕСЬ ПОДАЛЬШЕ
      • 4 дюйма (10 см) – подходит для подледной рыбалки, лыжных походов и пеших прогулок (выдерживает вес примерно 200 фунтов (80 кг))
      • 5 дюймов (12 см) – пригоден для одиночных снегоходов и снегомобилей (выдерживает вес примерно 800 фунтов (320 кг))
      • 8 – 12 дюймов (20 - 30 см) – выдерживает одиночный автомобиль или группу людей (приблизительно 1500 - 2000 фунтов (600-800кг))
      • 12 – 15 дюймов (30 - 38 см) – выдерживает вес легкого грузового пикапа или автофургона
    • Эти нормы считаются общепринятыми.
  6. Имейте в виду, что толщина льда не является одинаковой повсюду, даже на одном и том же водоеме. Надежность ледяного покрытия определяется не только по цвету и толщине, но и по ряду других показателей. Учитывайте также:

    • Характер водоема: пруд ли это, озеро или река, и присутствует ли заметное течение подо льдом? Имеет ли водоем притоки или исток? Это может стать поводом для беспокойства.
    • Состав воды: соленая она или пресная? Морской лед обычно менее прочный и при одинаковой толщине может не выдержать такой же вес, как и пресноводный. Для получения более подробной информации относительно точных критериев смотрите внешние ссылки ниже.
    • Температурный максимум и пору года: температура постоянно меняется. Учитывайте микроклимат в данной местности. Зимний лед намного крепче, чем весенний, последний быстро подтаивает и истончается под лучами солнца.
    • Размер и глубину водоема: ледостав на больших водоемах занимает гораздо больше времени, чем на маленьких.
    • Наличие снежного покрытия: снег является природным теплоизолятором; под снегом лед обычно более тонкий и менее прочный.
    • Величина груза: какое давление вы подвергаете лед? Должен ли он выдерживать только вас или также и ваше средство передвижения? Человеческое тело и снегомобиль с тем же самым телом на нем имеют очень разные параметры распределения весовой нагрузки.
  7. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, найдите альтернативу. Любители катания на коньках всегда могут воспользоваться ледовым катком или контролируемой частью озера; лыжникам и водителям снегомобилей можно посоветовать придерживаться дорог на суше; пешеходам также лучше обходить лед стороной. В любом случае им всем необходимо иметь при себе спасательный комплект независимо от того, куда они собираются отправиться и как долго они собираются быть в пути.

    Подсказки

    • Помните, что наезженные ледовые дороги и переправы отнюдь не делают лед прочнее. Следует регулярно менять маршруты.
    • В случае если вам НЕОБХОДИМО перейти водоем по льду, лучший способ для этого - опуститься на четвереньки и двигаться, широко расставляя руки и ноги. Старайтесь двигаться как ящерица, равномерно распределяя вес своего тела. Взять с собой длинную доску или шест – отличная идея. Если лед начнет трещать-а вы иногда получаете повторное предупреждение-положите шест на лед и используйте для распределения своего веса по большей площади.
    • Путешествуя, относитесь ответственно к другим людям. Если вы являетесь руководителем (в школе или спортивном лагере и т.п.), следите за тем, чтобы ваши подопечные не покидали определенную вами территорию и тотчас же возвращайте их обратно. Убедитесь, что установлено достаточно предупредительных значков, чтобы катающиеся на коньках и др., не могли совершить непоправимой ошибки и выйти за пределы безопасной зоны. Необходимо также, чтобы рядом обязательно присутствовал обученный оказанию первой медицинской помощи человек со спасательным комплектом.
    • Собачьи упряжки на льду немного безопаснее, потому что собаки, могут чувствовать образование трещин. Все же не предпринимайте ничего рискованного и будьте точно так же готовы к несчастным случаям, как и при других зимних видах спорта.
    • Если вы должны кататься на тонком льду (в буквальном значении), убедитесь, что вода неглубока (т.е. 2 - 3 фута (60 – 90см)). Если вы провалитесь, то вымокнете и замерзнете, но сможете выбраться на берег, несмотря на неприятные ощущения. Разумеется, для детей это недопустимо.
    • Пересекать ненадежный лед вдвоем более безопасно по разные стороны толкаемого по льду каноэ. Не забудьте про весла. Они могут понадобиться вам на разводьях.

    Предупреждения

    • Эта статья касается жителей стран с холодным климатом, таких как Канада, северная часть США и Россия. Если в вашей стране или области отсутствуют обычные зимние условия, учтите, что лед будет небезопасным в любое время года и даже не думайте заниматься ничем из вышеописанного без совета профессионалов, лучше всего местных государственных органов, уполномоченных давать подобные рекомендации.
    • Никогда не пейте спиртного, занимаясь зимними видами спорта, – дождитесь возвращения в свое жилье или дачный домик. Алкоголь может вызвать ошибки при управлении снегоходом, увеличить время реакции и ухудшить способность быстро действовать в чрезвычайной ситуации. Алкоголь не помогает бороться с холодом; на самом деле он увеличивает теплоотдачу и может привести к гипотермии.
    • Никогда не выезжайте на лед, если он не был проверен профессионалами и признан безопасным. Но даже при выполнении этого условия водители иногда проваливаются под лед. Если вы должны ехать, будьте начеку – не гоните, опустите стекла (включите печку на большую мощность, если это причиняет вам неудобство) и отстегните ваши ремни безопасности.
      • Убедитесь, что вы знаете, как выбираться из тонущей машины, и вы обсудили спасательные мероприятия со всеми пассажирами.
      • Езжайте по льду медленно, особенно приближаясь к берегу. Почему? Вес машины-будь то снегомобиль, автомобиль или грузовик-давит на лед сверху. По мере вашего продвижения это вызывает небольшое, но чувствительное волновое колебание, которое распространяется по льду перед вами. Эта волна может отразиться от берега при вашем приближении. В зависимости от вашего веса и скорости это обстоятельство может стать причиной ледяного разлома.
      • Не берите детей в поездки по ледовым дорогам, разве что у вас просто нет другой возможности оказать необходимую неотложную помощь. У вас не будет времени подумать о них, когда вы будете выбираться из тонущей машины.
    • Водителям снегомобилей не следует ехать на большой скорости – если они не видят, что впереди, скорее всего они попадут в полынью, потому что не смогут вовремя затормозить. К тому же на скользком льду резко объехать внезапно появившуюся полынью может быть просто невозможно. Более вероятно попадание в занос, в результате которого вы как раз и угодите в воду. Лучше оставайтесь на берегу.
    • Никогда не катайтесь на коньках, не играйте и не пускайтесь в путь по льду, пешком, на лыжах или на снегомобиле, в ночное время. Вы ничего не сможете увидеть, если произойдет несчастье и, скорее всего, не получите помощи.
    • Не думайте, что внезапное сильное похолодание делает лед более безопасным. В действительности в этом случае лед становится хрупким и ломким еще скорее, чем во время краткой оттепели. Всегда проверяйте.
    • То, что в обследованной вами области лед кажется безопасным, еще не значит, что где-то в другой части этого же водоема он будет таким. Если вы собираетесь выйти за пределы исследованной вами области, вы снова должны проводить проверку или определять границы зоны безопасности.
    • Когда вы двигаетесь по лыжной трассе или дороге для снегомобилей, не используйте покрытые льдом потоки, реки, пруды или озера в качестве кратчайшего пути, если они не признаны таковыми местными властями и не обследуются ежедневно. Люди часто стремятся срезать путь в конце дня, когда спортсмены устали и хотят скорее добраться домой и уже темнеет; преимущественно в это время происходят несчастные случаи, просто потому, что вы устали. К тому же влияние дневного тепла сказывается к концу дня, когда лед становится наименее прочным.

Урок «Свойства снега и льда».

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «А»

* познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда;

* формировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода, и что в природе они наблюдаются в разных видах;

* познакомить с учёными – покорителями Арктики;

* развивать воображение, наблюдательность;

* воспитывать любовь к родной природе;

* Познакомить с русским промыслом – вологодским кружевом;

Оборудование:

* снег и лёд,

* стаканы, блюдца,

* цветная бумага,

* презентация,

* набор для модели круговорота воды в природе,

* куклы – Снежинка и Льдинка.

* карточки 1, 2, 3.

Ход урока:

I . Организационный момент

2. - Кто угадай-ка

Седая Хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (зима)

Сегодня мы продолжим говорить о зиме, о зимних явлениях в неживой природе. Презентация. Слайд 1 (Зимний пейзаж) (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image002_26.jpg" width="239" height="179 src=">

3. Проверка домашнего задания

Какие наблюдения над природой вы сделали? (дневник наблюдений).

Что изменилось за прошедшие дни декабря?(1 мин)

Вода в природе встречается в:

1) 2 состояниях

2) 3 состояниях

3) 4 состояниях.

Снег и лёд находятся в:

1) Жидком состоянии

2) Газообразном состоянии

3) твёрдом состоянии.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image004_16.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

С. 39 учебника – вопросы к теме. (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image008_10.jpg" width="239" height="179 src=">

Снежинка 1:

В небе зародилась из капельки воды

Звездочка резная дивной красоты.

Хрусталиком искристым с неба прилечу,

Сяду и растаю, если захочу.

Льдинка 2:

И я тоже капелькой чистой была.

А когда замерзла, словно замерла.

Тоже я искристая, ростом невеличка.

Льдинка я лучистая, я – твоя сестричка!!!

Снежинка 3:

А вот и нет!!

Я – из солнца, серебра!!

Ты же – мутная вода!

Просто замарашка!!

Тоже мне, близняшка.

Льдинка 4:

Да опомнись!! Вот так да!!

Все же, я твоя сестра!!

Ребята, хотите помочь Льдинке и Снежинке?

О чем они вас просят?

Доказать, что они родные сестры.

Чтобы доказать родство снега и льда, нам нужно исследовать их свойства. А помогут нам в этом опыты. (2 мин)

II. Новый материал.

1) Практическая работа.

Положим в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставим их на некоторое время в сторону

https://pandia.ru/text/78/207/images/image010_10.jpg" width="239" height="179 src=">

А какого цвета лед? Найдите квадрат, по цвету соответствующий льду. Сделаем вывод: лед не имеет цвета, т. е. бесцветный.

Возьмём блюдце с цветной бумагой. Положим на него тонкий слой снега, а рядом - пластинку льда. Сравните. Что вы заметили? Как можно назвать это свойство льда и снега?

https://pandia.ru/text/78/207/images/image012_5.jpg" width="239" height="179 src=">

Дети. Снег - рыхлый, лёд - плотный.

Установим еще одно свойство льда. (Учитель дробит лёд. Лёд раскалывается)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image014_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Презентация. Слайд 4. (полярная станция, Ладога) (3 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image016_7.jpg" width="239" height="179 src=">

Учитель. Посмотрим теперь на снег и лед, которые мы в начале работы положили в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Так что такое снег и лёд?

Дети. Снег и лёд - это замёрзшая вода.

Учитель. Доказали ли мы, что Снежинка и Льдинка родные сёстры?

Дети. Да, доказали. (2 мин)

6. Обобщение. У детей карточки с заданиями.

Снег и лёд – это вода в ____________ состоянии.

Цвет снега___________, а лёд _______________.

Непрозрачный, а _____________ прозрачный.

Снежинки образуются из __________________ ___________.

https://pandia.ru/text/78/207/images/image018_5.jpg" width="239" height="179 src=">

https://pandia.ru/text/78/207/images/image020_7.jpg" width="239" height="179 src=">

7.Физминутка. Музыка.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли. (1 мин)

https://pandia.ru/text/78/207/images/image022_6.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">.jpg" width="239" height="179 src=">

А хотите узнать, чем закончилась история Льдинки и Снежинки?

Вдруг подуло теплым ветром,

В небе солнце заискрилось,

Все сугробы потемнели –

В город к нам пришла весна.

Что же стало с нашей Льдинкой?

Льдинка 7:

Я ужасно огорчилась,

Что Снежинка не признала

Факт, что я её сестра…

Снежинка 8:

И под солнышка лучами

Льдинка плакала от горя.

И, растаяв, превратилась

Снова в капельку воды.

Льдинка 9:

И Снежинка, между нами,

Победив со мною в споре,

Капелькой влилась весною

В полноводные ручьи.

Тут и встретились сестрёнки

Среди миллиона капель.

Сразу же узнав друг друга

Засмеялись, обнялись.

Снежинка 10:

И о том, что будем вместе

Летом с неба ливнем падать,

Льдинка 11:

А зимой кружиться в небе

Снегом белым, поклялись. (3 мин)

mob_info