Лексическая тема 9 мая в старшей группе. Конспект НОД для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи: День Победы

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День Победы»

Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
расширение представлений детей о празднике – Дне Победы в Великой Отечественной войне; формирование лексико-грамматических категорий по теме «День Победы».

Задачи:

1. Образовательные
Активизировать пассивный и активный словарь по теме «День Победы».
Формировать умения:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- образовывать множественное число имён существительных;
- образовывать форму творительного падежа имён существительных.
2 Коррекционные
Развивать чувство ритма.
Развивать логическое мышление.
Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

Организационный момент
Ежегодно в мае вся наша страна отмечает великий праздник. Какой?
- День Победы.
Правильно. В этом году мы празднуем 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
В этот великий для страны день все люди собираются на праздничный парад.

Игровое упражнение «Барабанщики»
(выполнение упражнения с палочками: повторение ритмического рисунка)
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.


На параде всегда идут строем разные войска армии, едет военная техника, звучит торжественная музыка военного оркестра.
Давайте вспомним военные профессии
«Кто кем был?» (по картинкам)
Этот солдат был – пограничником
Этот солдат был – лётчиком
Этот солдат был – моряком
Этот солдат был – танкистом
Этот солдат был – радистом
Игровое упражнение «Один - много»

Танк – танки
Солдат – солдаты
Моряк – моряки
Парашют – парашюты
Самолёт – самолёты
Ракета – ракеты
Игровое упражнение с палочками (по схемам)
Предлагаю вам из палочек выложить военную технику: катюшу, танк, подводную лодку,самолёт, ракету, корабль...





Наши дедушки и прадедушки отважно и смело сражались с захватчиком - врагом, чтобы мы с вами могли жить в мире.
Наполним нашу «Копилочку признаков» словами: какие были наши солдаты:
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
Давайте и мы с вами проведём тренировку
«Тренировка» (физминутка)
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе –
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражненье –
Руки к плечам – круговые движенья.
Вперед - вперед, назад - назад.
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда,
чтобы сила богатырская была.
Затем приступим к туловищу мы –
Наклонов восемь сделать мы должны.
Сначала два раза вперёд наклонись,
Затем два раза назад – не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся.
На ноги свои обрати ты вниманье,
Делай глубокие приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх – скачите дружно!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
- «Язык-силач»;
- «Пулемёт».
Наши солдаты были не только сильными и отважными. Очень важно было обладать смекалкой, вниманием, сообразительностью. Давайте и мы с вами потренируем наш ум – разгадаем кроссворд.


1. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут опустился (парашют)

2. Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)

3. Какие «четвероногие бойцы» помогали солдатам в годы войны искать мины, вытаскивать раненых с поля боя, доставлять донесения. (собаки)

4. Чем награждали особо отличившихся в боях солдат (медаль)

5. Блестят сапоги и блестят на плечах автоматы.
Идут ровным строем матросы, пехота, солдаты
Сегодня девятое мая и каждый по-своему рад
Встречают победный на площади Красной (парад)

6. Знаменитая боевая машина, названная в честь известной военной песни. (Катюша)
Какое получилось слово?
- Великое и значимое слово ПОБЕДА!

Победа была не легкой. Многие не вернулись с войны, защищая нас с вами, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Погибшие в боях за нашу счастливую жизнь навсегда останутся в нашей памяти.


Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы, ("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица, (указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло. (поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо! (Ладошки в кулачках, большой палец вверх)


Изготовление голубков
Давайте сделаем символ мира – голубков и подарим их на параде ветеранам войны, труженикам тыла, своим бабушкам и дедушкам.

Организация коррекционно-образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
на материале лексической темы «День Победы»

Речь – явление социальное, т. к. благодаря именно речи ребенок познает окружающую действительность, расширяя круг своих компетенций, овладевая компетентностями, которые делают его успешным в социуме. Знание своих истоков, истории страны, семьи, способствует формированию чувства патриотизма, самости у взрослеющего человека.
Представленный комплект сформирован с учетом ФГОС, рассчитан на одну рабочую неделю, предполагает сотрудничество учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, детьми, специалистами ДОУ.
Материал рассчитан на воспитанников старшей логопедической группы с ОНР.
Данная методическая разработка включает в себя:
- перспективное планирование совместной деятельности и индивидуальной работы по следующим направлениям: лексика; формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа; артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; формирование психологической базы речи;
- рекомендации для воспитателей (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками);
- план-конспект по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей по данной теме и фонетико-фонематической стороны речи;
- материал для оформления стенда в приемной группы и размещения анонса недели на сайте учителя-логопеда;
- материал для формирования индивидуальных тетрадей, задания для совместной деятельности воспитанников и родителей, наглядные пособия.

I часть
Перспективное планирование
совместной деятельности и индивидуальной работы
по лексической теме «День Победы»
с воспитанниками логопедической группы
Лексика
Формирование лексико-грамматических категорий
Формирование связной речи
Форм-е реч-х навыков, фонем. восприятия и навыков зв. анализа
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
Развитие психических процессов




«Кто лишний».




«Измени по образцу».



«Четвертый лишний»




«Скажи правильно»
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ... кавалерия - ... разведка -... пехота - ... пулемет - ... танк - десант - ... граница - ... море - ... парашют - ...



-выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
-составлять предложения и схемы к ним;


-строить самостоятельно схемы слов.

Артикуляционная гимнастика:



Пальчиковая:
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Игры: «Четвертый лишний»

Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Дети шагают на месте.
Изображают «богатырей».
Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Обе ладони от себя.
Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Упражнение для челюсти «Проснулись»
Упражнение для губ «Улыбнулись»
Упражнение для языка «Почистили зубки»
Медленно широко зевнуть.
Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.
Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)
«Кто лишний».
Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.
Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.
Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.
«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.
«Измени по образцу».
Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)
«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный,
«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»
«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.
«Скажи правильно»
Снаряд - много (чего?) - снарядов; (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолёт, танк, самолёт, пулемёт).
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ...
кавалерия - ...
Разведка -...
пехота - ...
пулемет - ...
танк -
десант - ...
граница - ...
море - ...
парашют - ...
«Четвертый лишний»
(назови, что лишнее и объясни свой выбор)
Танк, истребитель, вертолет, самолет;
Бомбардировщик, артиллерист, снайпер, повар;
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
Снайпер, сапер, танкист, артист.
Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением «Сыновья» В.Осеевой.
Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.
Выучить стихотворение «Я сегодня медсестра» (рассказывают с опорой на мнемотаблицу)
Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом.
Витамины дам по штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке.
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.

Совместная образовательная деятельность
в старшей логопедической группе по лексической теме
«День Победы»
Коррекционно-образовательные цели и задачи:
- пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме «9 мая»;
- продолжать учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать существительные к ним;
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
- развивать мышление и связную речь;
- закреплять использование в речи предлога без;
- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательные цели и задачи:
- воспитывать интерес к истории страны и уважение к людям защитившим ее - ветеранам.
Оборудование: презентация, костюмы, сюрпризы, обручи, заготовки для игр.
Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы о ВОВ и ее героях, рассматривание иллюстраций, игры со словами, просмотр презентаций на военную тематику, оформление выставки детских и совместных работ с родителями.
Форма проведения: утренник.

Информация для размещения на стенде
в приемной группы и на сайте учителя-логопеда

В мае дети будут закреплять звуки и буквы, с которыми познакомились в течение учебного года; анализировать их в сравнительном плане. Будет проведен диагностический срез.
На занятиях мы будем:
- упражняться в различении звуков;
- читать слоги (с буквами гласных звуков);
- выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
- составлять предложения и схемы к ним;
- выделять слова с заданными звуками из текста;
- подбирать слова к схемам и наоборот;
- строить самостоятельно схемы слов.
Продолжаем играть в игры:
«Найди лишнее» (в потоке слов);



Тема 1 недели мая:
«День Победы»
Родителям рекомендуется
- рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;
- вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников;
- сходить с ребенком к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику;
- задать ребенку вопросы и помочь на них ответить:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?


Помогите ребенку:
Выучить пословицу и объяснить её значение:

Подобрать слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Нарисовать букет цветов для ветерана.

Материал для индивидуальных тетрадей
(домашнее задание)
Задание по фонетике
Продолжаем играть в игры:
«Где живет звук» (в начале, середине, конце слова);
«Кто больше?» (поочередно подбираем слова на заданные звуки);
«Разделить слова на части» (слоги), хлопая в ладоши.

Задание по развитию лексико-грамматической стороны речи по лексической теме: «9 мая»
Дети должны усвоить: что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.
Лексический материал (словарь): праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т.д.
Задания для ребенка и родителей:
1)Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.
2)Вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников.
3)Помогите ребенку ответить на вопросы:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Кого называют ветеранами войны?
4)Помогите выучить пословицу и объясните значение пословицы:
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
5)Совместно с ребенком подберите слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Задание для ребенка:
1)Нарисуй для ветерана букет цветов.
2)Срисуй рисунки, считая клеточки.

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» г. Новосибирска
учитель-логопед О. В. Мельникова

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415

Занимаемся по теме: "День Победы"

Дети должны знать:

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий - легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Развитие внимания, памяти, мышления

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Конспект занятия, посвященного 70–летию Победы,

по теме: «Славься, день Победы!»

(логопедическая группа «Речецветик»)

Цель: формировать представления и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной Войны, как живущие помнят о них.

2. Продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

3. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей.

4. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к прошлому, учить чтить память погибших героев.

Интеграция образовательных областей: социально–коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Предшествующая работа:

1. Беседы: о приближающейся дате «70–летие Победы», «Армия вчера и сегодня», «Дети – герои войны», «Военные профессии».

2. Чтение, заучивание произведений о ВОВ.

3. Участие в конкурсе чтецов.

4. Изготовление поздравительных открыток «Спасибо за мир».

5. Совместная выставка изобразительных работ детей и родителей «Победный май», «Никто не забыт и ничто не забыто».

6. Оформление группы к празднику.

Оборудование: фото из личных архивов, альбом «Военные дороги», кубы со словами «мир», «май», «Победа», телефон, бинокль, игрушка – автомат, планшет с картой, канат, посылочные ящики, носки, шарфы, рукавицы, мыло, военные письма, поздравительные открытки, текст песни «Солнечный круг».

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи–то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рева танка.

Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

Совсем скоро, 9 Мая, наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. А замечателен он тем, что в этот день закончилась война, страшная и жестокая, которая длилась целых четыре года.

Неожиданно воскресным летним утром, когда люди занимались своими обычными делами: отдыхали, радовались солнышку и теплу. И вдруг внезапный гул самолетов. Они все ближе, вот уже с грохотом рвутся бомбы. Так на нашу страну напал враг - фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Что такое война?

Война – это горе и страх, разруха и смерть.

Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов.

Война – это вооруженная борьба между государствами.

С кем воевал наш народ? (С фашистами)

Что хотели сделать фашисты с нашей страной? (Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить народ в рабов)

Воспитатель: Много жизней унесла эта война. Давайте почтим память всех героев – победителей минутой молчания.

Объявляется минута молчания (Все встают).

Прошу садиться.

Не удалось фашистам разгромить нашу Родину, потому что весь народ встал на борьбу с врагом.

Лиза, что такое Родина?

«Моя Родина»

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой

Мы Родиной нашей зовем.

М. Лисянский

Воспитатель: По всей стране люди поставили героям войны памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной Войны установлены в нашем городе Миассе? (мемориальный комплекс «Скорбящая мать»)

Они напоминают нам и не дают забыть о трудных военных годах. Послушайте стихотворение (читает ребенок).

«Войны я не видел»

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьей быть должны!

Воспитатель: Ребята, мы победили, потому что наши солдаты в бою были какими? (смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными, отважными, решительными, неустрашимыми, они готовы были за свою Родину жизнь отдать)

Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? (герой)

Как называют героический, самоотверженный, смелый поступок? (подвиг)

Какие пословицы о героях вы знаете?

  • Герой никогда не умрет – он вечно живет.
  • Герой за славой не гонится.
  • Умелый боец – везде молодец!
  • Хорош в строю – силен в бою!
  • Красна девица косами, а солдат орденами!
  • Набирайся ума в учении, а храбрости – в сражении!
  • Друг за друга стой – и выиграешь бой!

А ну – ка и мы с вами, как солдаты разомнемся немного (Проводит ребенок).

Физ. минутка «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.

В нашу Армию, ребята,

Просто так не попадем.

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми.

Воспитатель: Тяжелая война была для нашего народа. Сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Но они уже очень старенькие.

Как называют таких людей? (ветераны)

Еще хочется вспомнить тех героев, которых сейчас с нами нет. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта, фотографии.

Я приглашаю вас, ребята, вместе с родителями рассказать о жизни своих прадедушек и прабабушек в годы войны.

Мы всегда будем помнить о людях, которые подарили нам мир.

Стихотворение «Еще тогда нас не было на свете»

Когда гремел салют из края в край

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам на веки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

М. Владимов

А сейчас мы поиграем, разделимся на три команды. Каждой даются кубики с буквами, из них вам нужно сложить слова (мир, май, победа).

Крикнем хором: «ПО-БЕ-ДА! У-РА!!!»

Что такое День Победы?

Стихотворение «Что такое День Победы?»

(Читают, чередуясь, двое детей)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Этот запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

Усачев Андрей

Я хочу проверить, знаете ли вы, кто храбро сражался за нашу Родину?

Игра «Скажи, кто воевал»

(Дети встают в круг, называют слова, передавая звездочку друг другу: летчики, моряки, танкисты, солдаты, санитары, врачи, артиллеристы, минометчики, саперы, пограничники, связисты, автоматчики, телефонисты).

Воспитатель: Но тяжело было не только солдатам, морякам, танкистам, летчикам. Тяжело во время войны было всем людям.

Чем занимались женщины в тылу? Вставали за станки на заводах (иллюстрация), работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты.

Как и чем помогали подростки? (иллюстрация) Они тоже вставали к станкам, готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду.

Ребята, а какая работа была на полях? (иллюстрация) (Пахали землю, сеяли зерно, выращивали его) Да, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем: своим здоровьем, временем, сном. Людям очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.

Воспитатель: Ребята, вспомните, чем и как помогал фронту наш г. Миасс? Что для фронта производили на наших заводах? (На заводах выпускали автомобили, на которые монтировали знаменитые «Катюши», моторы для самолетов и танков, мины, снаряды)

Перенесемся сейчас в те военные годы и посмотрим несколько боевых эпизодов.

(Выходят дети в костюмах с элементами военной формы)

Сценка «Мы военные» С. Михалкова

Телефонист (с телефоном)

Алло, алло, «Юпитер», я «Алмаз».

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас? Алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль)

На горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик (в руках автомат)

Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг?

За домом очищаем дом

Врага повсюду мы найдем.

Летчик (с планшетом и картой)

Пехота здесь, а танки тут

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ:

ВСЕ: Противник не уйдет от нас!

Только сильные, бесстрашные, умелые воины смогли победить в этой войне. А ну–ка проверим, есть ли среди вас ловкие связисты?

Аттракцион «Связисты»

(дети делятся на две команды, сматывают «телефонный провод»)

Не только взрослые, но и дети помогали победить врага. Мы много говорили с вами о детях – героях войны (обратить внимание на выставку). Школьники учились и работали на заводах наравне со взрослыми. Девочки и старенькие бабушки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки.

Что еще люди могли положить в посылку солдатам? (Вязаные носки, шарфы, рукавицы для тепла, мыло, табак и обязательно писали письмо, в котором желали победы над фашистами)

Сейчас мы попробуем собрать такую посылку.

Эстафета «Кто быстрее соберет посылку на фронт»

(Участвуют две команды детей по 6 человек. Участники держат в руках по одному предмету: вязаные шарф, носки, рукавицы, кусок мыла, коробочку с надписью «Табак», письмо–треугольник. На расстоянии 4-5 метров от команд стоят посылочные ящики, дети по очереди подбегают к ним и складывают вещи. Побеждает команда, которая первой выполнила задание)

И сейчас в мирное время, когда война осталась где–то далеко–далеко, мы от души говорим: «Героям Победы - спасибо».

Послушайте стихотворение (Читает ребенок, а двое других детей выносят Победное знамя «С днем Победы», держа его горизонтально).

«Героям Победы - спасибо»

Спасибо Героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда – в сорок пятом!!!

Вы кровью и потом

Добыли Победу.

Вы молоды были,

Сейчас уже деды.

Мы эту Победу –

Вовек не забудем!!!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!!!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!!!

Ведь мир очень нужен –

И взрослым и детям!!!

Ольга Маслова

(Двое ребят поднимают Победное знамя, дети и гости читают хором надпись)

Ко дню Победы мы сделали для ветеранов поздравительные открытки. Если вы 9 Мая встретите старенького человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо» за то, что защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.

Хочется закончить наш праздник песней

Песня «Солнечный круг».

Дети выстраиваются у доски и поют вместе с родителями.

Воспитатель приглашает всех на чаепитие.

воспитатель

МБДОУ № 63 г. Миасса Челябинской области

«Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога на торжественный парад,

И задумчиво с порога вслед им бабушки глядят»

Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

бережёшь? -

я у папы спросила.

Почему не порвёшь,

не сожжёшь? -

я у папы спросила. -

Ведь она и грязна и стара,

приглядись-ка получше,

на спине вон какая дыра,

приглядись-ка получше!

Потому я её берегу, -

отвечает мне папа, -

потому не порву, не сожгу, -

отвечает мне папа, -

потому мне она дорога,

что вот в этой шинели

мы ходили, дружок, на врага

и его одолели.

Физкультминутка:

Я – отважный капитан, Руки на поясе

Покорил немало стран. Дети маршируют на месте

Я в бинокль смотрю вперёд, Складывают руки «биноклем»

И корабль мой плывёт.

Волны плещут лишь слегка, Руки в стороны, покачивают ими

Качка тихая пока. Ноги расставили и покачиваются

Сильными вдруг волны стали, Увеличивают амплитуду движения

И матросы все упали. Опускаются на пол

Но я качки не боюсь - Встали прямо, голова приподнята

Крепко за канат держусь. Руки вперёд, сжимают кулачки

Управляю кораблём «Крутят штурвал»

И в бинокль вижу дом! Машут руками над головой

Физкультминутка:

«Капитан» (Координация речи с движением).

Матросская шапка, Маршируют по кругу друг за другом .

Верёвка в руке.

Тяну я кораблик Маршируют в обратном направлении.

По быстрой реке.

И скачут лягушки Выполняют прыжки, сидя на корточках.

За мной по пятам,

И просят меня: Поднимаются, «отдают честь».

«Прокати, капитан!»

Физкультминутка:

«Лётчик»

Быть шофером хорошо, (Дети бегут по кругу, крутят вообра -

жаемый руль)

А летчиком - лучше. (Бегут, расставив руки, как крылья.)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, (Остановились, наклонили воображаемый

Сосуд)

Завожу пропеллер. (Круговое движение правой рукой.)

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели». (Бегут, расставив руки.)

Упражнение "Скажи по-другому"

(учимся подбирать синонимы).

Смелый - храбрый, отважный, геройский...

Упражнение "Скажи наоборот"

(учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.

Враг - ...

Мир - ...

Молодой – …

Сильный - …

Храбрый - …

Умный - …

Игра "Один – много"

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Воин - … много …

Орден - … много …

Герой - … много …

Награда - … много …

Снаряд - … много …

Пушка - … много….

Автомат - … много…

Патрон - … много…

Орудие - … много…

Пистолет - … много…

Мина - … много…

Ракета - … много…

Каска - … много…

Орден - … много…

Медаль - … много…

Ремень - … много…

Флаг - … много…

Вертолёт - … много…

Танк - … много…

Самолёт - … много…

Пулемёт - … много…

(Корабль – кораблей, Танк – танков, Ракета – ракет, Самолёт – самолётов, Парашютист – парашютистов, Разведчик – разведчиков, Десантник – десантников, Ракетчик – ракетчиков, Матрос- матросов, Офицер – офицеров)

«Назови профессию»

Артиллерия – артиллерист

Самолет - ...

Кавалерия - ...

Разведка -...

Пехота - ...

Пулемет - ...

Танк - …

Гранатомет - ...

Десант - ...

Граница - ...

Море - ...

Парашют - ...

Ракета - ...

Подводная лодка - ...

«Сосчитай»:

Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков

(самолёт, вертолёт, корабль, флаг, пистолет, автомат, матрос, пилот, разведчик, орден, медаль, десантник, каска, тельняшка, фуражка, Каска, танкист, раненый.)

Составь предложение из слов:

На, истребитель, военный, пилот, летать.

Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.

Цель, ракета, в, попала.

Дорога, танк, по, большой, едет.

Получил, за смелость, разведчик, орден.

Цветы, дети, подарили, ветераны, война.

Учимся подбирать однокоренные слова.

Герой - геройский, героический, героизм...

Защита - защитник, защищать, защищенный...

Словарная работа.

Объясните ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".

Продолжаем знакомить ребенка с пословицами.

Объясните значение пословиц

Мир строит, а война разрушает.

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю – силен в бою.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Красна девушка косами, а солдат орденами.

Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

Ознакомление с художественной литературой.

Л. Кассиль "Главное войско",

Л. Кассиль "Главное войско",

Н. Зенькович "Мальчишки в пилотках".

С.Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

М.Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

А.Митяев «Мешок овсянки»

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Ознакомление с музыкальными произведениями.

Послушать вместе с ребенком песни:

"День Победы",

"Священная война".

Побеседовать по содержанию текста.

«Четвертый лишний»

(назови, кто лишний объясни свой выбор)

Танк, истребитель, вертолет, самолет – бомбардировщик

Артиллерист, снайпер повар, десантник.

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

Снайпер, сапер, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

«Назови, где кто служит».

На границе – пограничник,

В артиллерии - артиллерист

В танковых войсках – танкист

Прыгает с парашютом – парашютист

В войсках связи – связист

Служит в пехоте – пехотинец

Летает на вертолете – вертолетчик

Служит на подводной лодке – подводник

Повторение чистоговорки.

(Каждому солдату необходимо четко сдавать рапорт, или отдавать команды. А мы с вами сможем?)

Умелый боец - везде молодец.

Солдатское дело воевать смело

Игра «Составь и прочитай слова»

(Совершенствование навык составления и чтения слов»)

Часто солдатам приходилось, на фронте расшифровывать письма, записки. Посмотрите, на экране одно из таких посланий

(Дети подходят к доске, где в произвольном порядке расположены карточки на которых написаны слоги: лет чик танк ист ра кет чик пе хо ти нец мо ряк.)

Ребята, попробуйте составить слова, соединив слоги, и вы узнаете, солдаты каких войск сражались за нашу Родину.

(после того, как дети выложат все слова, показываются сюжетные картины разных видов войск).

Загадки:

1)Он поднимает в небеса

Свою стальную птицу.

Он видит горы и леса,

Воздушные границы.

Зачем летит он в вышину?

Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)

2)Он защищает рубежи

И рощу, и дубраву,

Оберегает поле ржи,

Далёкую заставу.

И долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)

3)Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг не подходи!….. (Танкист)

4) Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это …(Пулемет)

5) Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная …(Граната)

Памятники Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война, одна из самых страшных и губительных войн в истории человечества, унесла жизни десятков миллионов наших соотечественников. Люди целыми городами вставали на защиту Родины от внешних агрессоров. История Великой Отечественной – это история героизма, стойкости, мужества граждан нашего страны, история единения людей перед лицом общей опасности. Одним из наиболее пострадавших в этой войне городов стал Санкт-Петербург, тогда именуемый Ленинградом. Девятьсот дней длилась блокада противника, направленная на взятие города измором, но не таков град Петра, чтобы сдаться врагу. Мужественно сражались жители Ленинграда за свою Северную столицу, за памятники архитектуры, друг за друга, и в целом – за свою Родину.

В память об этих страшных и героических днях в городе установлены памятники и мемориалы. Напоминают они о той страшной блокаде, призывают нас не забывать о подвиге ленинградцев. На доме номер 14 по Невскому проспекту сохранена предупреждающая надпись военного времени: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» . Читая ее, прохожие (особенно туристы) невольно бросают взор на небо – спокойно ли оно, не летят ли те блокадные истребители, уничтожавшие жителей осажденного города.

Одним из монументальных памятников Великой Отечественной войны является мемориальное Пискаревское кладбище . Посреди могильной тишины установлена статуя Матери-Родины , с выражением глубокой непроходящей скорби устремившей взор на надгробья своих павших детей. Более миллиона жизней ленинградцев унесла блокада, а Пискаревское кладбище стало местом массовых захоронений. Сюда приходят жители и гости современного Петербурга для того, чтобы отдать дань уважения блокадным ленинградцам – погибшим, но не сдавшимся, сюда возлагают цветы, здесь молча вспоминают тех, кого навеки забрала кровожадная война.

В Санкт-Петербурге, как в городе-герое, находятся сразу два парка Победы . Один из них – на Московском проспекте, другой – на берегу Финского залива. Торжество жизни и несгибаемость жителей города символизируют эти парки, принимающие гостей на своих площадках с тенистыми аллеями.

Стремясь выразить благодарность за победу в Великой Отечественной войне, в тридцатую годовщину победы, 9 мая 1975 года, ленинградцы установили Монумент защитникам города . Бронзовое кольцо на площадке, расположенной на площади Победы, символизирует разорванное кольцо блокады. На середине постамента установлена скульптура «Блокада» работы М. Аникушина, у ее подножия фигуры рабочего и солдата, вставших плечом к плечу на защиту родного города. Параллельно друг другу расположены каменные параллелепипеды с бронзовыми фигурами героев-защитников Ленинграда.

Памятный зал в Санкт-Петербурге хранит реликвии блокадного времени, в том числе и летопись блокады – 900 бронзовых аистов, каждый из которых рассказывает об одном дне этих страшных осадных лет.

Мемориальное Пискаревское кладбище

Тяжелым испытанием, выпавшим на долю Ленинграда, была Великая Отечественная война и 900-дневная блокада. Более миллиона его жителей пожертвовали своей жизнью, но не сдали город врагу. Девятьсот дней героизма, равного которому не знает мировая история. В память об этом времени на Пискаревском мемориальном кладбище установлена статуя скорбящей Матери-Родины. "Никто не забыт и ничто не забыто..."

Родина-мать неотрывно смотрит на надгробья павших детей своих в тишине Пискаревского кладбища в Ленинграде. Местом массовых захоронений стало Пискаревское кладбище: только за 2,5 месяца здесь было зарыто 20 тысяч покойников.

В этих торжественных и скорбных монументах выражены боль и трагедия горожан. Сюда, на Пискаревское и Серафимовское кладбища, приходят и многие гости Петербурга - отдать дань уважения городу и горожанам - старикам, детям, женщинам, воинам, погибшим в кольце вражеской блокады, но не сдавшимся. Истощенная и истерзанная фашизмом страна преклонялась перед подвигом города-героя, устоявшего в 900-дневную блокаду и не только выжившего, но и сумевшего помочь фронту оружием.

Парк Победы

Сразу же после войны горожане заложили два парка Победы - на Московском проспекте и на берегу Финского залива, там, где еще до войны началось сооружение самого большого в городе спортивного стадиона. Эти парки стали как бы символом торжества жизни. Сегодня они манят тенистыми аллеями.

Монумент защитникам города

И спустя много лет не гаснет в сердцах петербуржцев благодарность тем, кто отдал за них жизнь. В тридцатую годовщину со дня окончания войны недалеко от бывшей линии фронта, на площади Победы, 9 мая 1975 г. был открыт грандиозный монумент защитникам города.

Над небольшой площадкой, входящей в комплекс площади Победы, как бы висит колоссальное бронзовое кольцо, символизирующее разорванное кольцо блокады. В середине на постаменте из черного полированного лабрадорита скульптура "Блокада" работы М.Аникушина. У ее подножия две фигуры -- рабочий- ленинградец и солдат встали плечом к плечу. Расходящиеся влево и вправо гранитные параллелепипеды несут на себе бронзовые изваяния тех, кому Ленинград обязан славой и самой жизнью. Эта увековеченная благодарная память, выраженная архитектурными и пластическими средствами, производит, конечно, колоссальное впечатление.

В 1978 г. был открыт памятный зал, где хранятся подлинные реликвии блокадного времени и Летопись блокады Ленинграда: 900 бронзовых аистов, на которых день за днем запечатлен ход событий героической эпопеи.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда

Это единственный в мире военный музей, созданный в дни Великой Отечественной войны. Экспозиция музея рассказывает об истории битвы за Ленинград в период с 1941 года по 1944 год, о жизни города в условиях 900-дневной блокады. В экспозиции представлены личные вещи участников Ленинградской битвы, фронтовые письма и фотографии бойцов армии и флота, оружие и награды, живопись и графика фронтовых художников. Значительное место в экспозиции посвящено блокаде города, работе промышленных предприятий, учреждений культуры, школ, бойцам МПВО и т.д. В зале представлены продукты питания и воспроизведена типичная ленинградская квартира блокадных лет. К 50-летию Победы открыта новая экспозиция. На западном берегу Ладожского озера в пос. Коккорево находится филиал музея обороны и блокады Ленинграда. В ноябре 1941 г. здесь размещался командный пункт по организации ледовой дороги, а затем штаб Военно-автомобильной дороги.

Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда”

Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда” создан в Южном Приладожье на местах ожесточенных боев за Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Его художественной и идейной доминантой является музей-диорама, посвященная прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года и размещенная в пандусе Новоладожского моста у деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области.

Создатели диорамы – ленинградские художники и ветераны войны и участники ленинградской эпопеи Ю.Н. Гариков, Л.В. Кабачек, БВ. Котик, Н.М. Кутузов, Г.К. Молтеннинов, Ф.В. Савостьянов в диорамных образах и сюжетах воскресили события 7 дней ожесточенных боев (с 12 по 18 января 1943 года) операции “Искра”, ставшей переломным моментом битвы за Ленинград 1941-1944 годов.

Художественно-документальное полотно размером 40*8 метров передает накал сражения, развернувшегося на левобережье Невы под Шлиссельбургом. Единством живописи и объемного макетирования достигается пространственная глубина и создается “эффект присутствия”, позволяющий зрителю ощутить себя непосредственным участником событий. Крупным планом на диораме показаны боевые действия двух советских фронтов – Волховского и Ленинградского, которые в семидневном сражении разгромили немецко-фашистскую группировку встречным одновременным ударом и встретились южнее Ладожского озера, прорвав блокаду Ленинграда. Месяц спустя Ленинград был воссоединен со страной посредством железнодорожной ветки – Дороги Победы, которую проложили в освобожденном районе, обеспечивая доставку продовольствия и военных грузов в Ленинград вплоть до его окончательного освобождения в январе 1944 года.

Предметный план диорамы представляет композицию из окопов, блиндажей, огневых точек, ходов сообщения, остатков вооружения и снаряжения. Глубина предметного плана – от 4 до 8 метров. Музей-диорама, первый и пока единственный музей такого рода в Санкт-Петербурге, был открыт 7 мая 1985 года.

Пригород

На центральной площади города Кировска (в 1,5 км от диорамы) находится выставочный зал музея-диорамы, где проходят разного рода выставки и организуются мероприятия, сыскавшие популярность далеко за пределами Кировского района. В трех километрах от д. Марьино, на южной окраине Кировска, находится мемориальный комплекс “Невский пятачок” Этот небольшой левобережный плацдарм, захваченный у неприятеля в сентябре 1941 года, стал своеобразным ключом к Ленинграду. Он приковал к себе вражеские войска почти на два года, не давая им продвинуться вперед. Именно на этом участке Ленинградского фронта, где предпринимались неоднократные попытки прорыва блокады, в боях так называемого местного значения решалась судьба Ленинграда. Мемориальная зона занимает площадь 50 га. Ее композиционным центром является Рубежный камень – на семь метров приподнятые над невским берегом два куба, чугунный и гранитный, символизирующие единение и непоколебимость доблестны защитников города. Авторами мемориального комплекса “Невский пятачок” являются архитекторы М.Л. Хидекель и О.С. Романов, художник Г.Д. Ястребенецкий.

Старинный русский город Шлиссельбург, находящийся на Ладожском берегу у истока Невы, в 1941-1943 гг. Пережил оккупацию. Со дня взятия Шлиссельбурга немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 года ведет счет дням блокадная летопись Ленинграда. Именно в этот день Ленинград был отрезан от Большой земли и стал поддерживать связь со страной только по легендарной Дороге Жизни, проложенной по Ладожскому озеру. В деревне Кобона на его восточном берегу, которая в блокадную пору была крупным транспортным узлом, в настоящее время открыт филиал музея-диорамы музей “Дорога Жизни”.

Пословицы и поговорки о войне и мире

Худой мир лучше доброй брани.

Война кровь любит.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Держи порох сухим - будешь непобедим.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Кому мир недорог, тот нам и ворог.

Мир - дело великое.

На смерть детей не нарожаешься.

В некрутчину - что в могилу.

Не доверяешься - бьют и перевернешься - бьют.

Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.

Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага, не жалей батога.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Больно ранен - и головы не нашли.

В нашей волости три болести: некрутство, подати да земщина.

В нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял, тот и капрал.

В спину бьют, как полосу куют.

Верно служу - ни по чем не тужу.

Веселое горе - солдатская жизнь.

Воевал молодой, а под старость отпустили домой.

Воин: сидит под кустом да воет.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

Где ни пожил солдат, там и расплодился.

Где тесно, там-то солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.

Дай бог ему быть полковником, только не в нашем полку.

Дай бог, чтоб пилось и елось, а служба на ум не шла.

Дорожка вместе, табачок пополам.

Един воин десять рот водит.

Еще бы воевал, да пищаль потерял.

Жеребий дурак - и отца в солдаты отдаст.

За него давно на том свете провиант получают.

За солдатом - пиши пропало.

Знай сметку, умирай скорчась!

Из лука - не мы, из пищали - не мы; а зубы поскалить,

Язык почесать - против нас не сыскать.

Иному служба - мать, иному - мачеха.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Коли мало штыка, так дадим приклада.

Кто служит, тот тужит; а кто орет, тот песни поет.

Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.

На войне рать крепка воеводою.

Не будешь покойник - будешь полковник.

Недотянешь - бьют, перетянешь - бьют.

Не за то бьют солдата, что крадет, а чтобы концы хоронил.

Не пуля, а человек человека из ружья убивает.

Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.

Нешто солдату и без шубы деется: идет да греется.

Он и не понюхал пороху.

Пуля дура, штык молодец.

Сколько ни служить, а в отставке быть.

Служивый - что муха: где щель, там и постель, где забор, там и двор.

Смерть русскому солдату свой брат.

Солдат близко - кланяйся ему низко.

Солдат в отпуску - рубаха из порток.

Солдат горемыка, хуже лапотного лыка.

Солдат - казенный человек.

Солдат не вор (солдат добрый человек), да плащ его хапун.

Солдат не украл, а просто взял.

Солдат - отрезанный ломоть.

Солдат спит, а служба идет.

Солдат шилом бреется, дымом греется.

Солдатка ни вдова, ни мужняя жена.

Солдаткиным ребятам вся деревня отец.

Стужа, да нужа, да царская служба.

У солдата шило бреет, а шубы нет, так палка греет.

Честь солдата береги свято.

Авось да небось на фронте брось.

Автомат да лопата - друзья солдата.

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Былой славой боя не выиграешь.

В бою побывать - цену жизни узнать.

Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.

Враг рядом - бей прикладом.

Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

Врага в слезах не утопишь.

Вчерашней славой на войне не живут.

Гвардейский миномет везде врага найдет.

Для советского солдата граница свята.

До Москвы на танках, а от Москвы на санках.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Живя в мире, не забывай о войне.

За край свой насмерть стой.

К нам с пушками, а от нас с клюшками.

Каков полк, таков о нем и толк.

Кипит суп - котелок друг, стук-бряк - котелок враг.

Кто оружием умело владеет, тот врагов одолеет.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Лучше умереть в поле, чем в бабьем подоле.

На героя и слава бежит.

Не силою дерутся, а умением.

От наших ворот живет и поворот.

Плох тот солдат, который не думает быть генералом.

Порядок в роте - и старшина в почете.

Пуля чинов не разбирает.

Русский солдат не знает преград.

Сапер ошибается только один раз.

Славу свою добываю в бою.

Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера -

mob_info